- Главная /
- Технологии компании «Плазмацентр» /
- Финишное плазменное упрочнение /
- Применение технологии финишного плазменного упрочнения /
- Детали машин и механизмов /
- Подшипники качения, опорно-поворотные устройства (роликовые и шариковые опоры)
Подшипники качения, опорно-поворотные устройства (роликовые и шариковые опоры)
Финишное плазменное упрочнение подшипников качения — уникальный метод повышения долговечности и характеристик трения подшипников качения, значительно увеличивающий эксплуатационную надёжность технологического оборудования, сокращающий количество аварийных выходов из строя машин и механизмов, простоев технологических линий, снижающий до минимума расход подшипников.
СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА состоит в финишной обработке одного или нескольких элементов трения (внутреннего или наружного кольца, комплекта тел качения) ПК путём поверхностного воздействия высокоэнергетической, насыщенной специальными реагентами движущейся плазменной струи, генерируемой при атмосферном давлении плазмотроном с малогабаритным плазмохимическим реактором, с образованием тонкоплёночного (1-3 мкм) антифрикционного покрытия [1-3]. При этом температура нагрева элементов подшипников качения не превышает 100оС.
ЦЕЛЬ ПРОЦЕССА - обеспечение повышенной надёжности, долговечности, безотказной работы подшипников качения различных типов и габаритов, используемых в узлах машин, оборудования, приборов за счёт изменения рабочих характеристик подшипников качения: увеличения быстроходности; уменьшения момента трения («момента трогания»); снижения шумности работы, длительности приработки, расхода смазочных материалов; возможность эксплуатации в экстремальных ситуациях без подвода смазки; повышения фреттинго- и коррозионностойкости, надёжности против заедания; лёгкости хода и др.
ЭФФЕКТ от ФПУ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ определяется широким спектром сложных и многогранных механизмов упрочнения, а именно:
- нанесение тонкоплёночного аморфного покрытия с повышенной твёрдостью, низким коэффициентом трения, пассивирующими и диэлектрическими свойствами;
- создание сжимающих остаточных напряжений на поверхности;
- возможность образования в подплёночном слое структуры и фазового состава с высокой твёрдостью и дисперсностью;
- создание в основном металле слоя с переходными свойствами с пониженной твёрдостью, играющего демпфирующую роль;
- увеличение числа и плотности дислокаций на границе основного металла и покрытия;
- регуляризация топографии субмикрорельефа и параметров поверхностного слоя.
Главный упрочняющий механизм процесса ФПУ подшипников качения состоит в формировании на поверхности трения аморфного покрытия с особыми свойствами.
ОБОРУДОВАНИЕ для ФПУ ПК включает в себя источник тока, блок аппаратуры с жидкостным дозатором, плазмотрон и малогабаритный плазмохимический реактор. Жидкостный дозатор особой конструкции предназначен для дозированной подачи паров специального жидкого препарата в плазменную струю. Для создания относительного перемещения деталей подшипников качения и плазмотрона используются любые манипуляторы, вращатели, роботы.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ФПУ ПК проводится при атмосферном давлении и состоит из операций предварительной очистки (любым известным методом, например, промывкой в бензине Б-70 с помощью щетинных щёток, кисточек, салфеток), дефектации (например, визуальным осмотром под бинокулярным микроскопом при 10-50-кратном увеличении и другими методами), сравнении выявленных дефектов (например, дефектов металла, обработки, сборки) с допустимыми дефектами на эталонах и - непосредственно ФПУ элементов подшипников качения путем их перемещения относительно плазменной струи. Скорость перемещения 1-10 мм/с, расстояние между плазмотроном и обрабатываемой поверхностью 5-10 мм, диаметр пятна упрочнения 10-12 мм, толщина наносимого покрытия 1-3 мкм. В качестве плазмообразующего газа используется аргон, исходным материалом для образования покрытия является жидкий двухкомпонентный препарат СЕТОЛ. Расход препарата СЕТОЛ не превышает 0,5 г/час, что составляет менее 0,5 л в год при односменной работе оборудования. После ФПУ на элементы, подвергнутые обработке, наносится смазочный материал для консервации.
КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ПРОЦЕССА осуществляется проверкой наличия и сравнением внешнего вида покрытия на обработанной поверхности и на эталоне (на рабочих дорожках должны наблюдаться ореолы радужных оттенков, не удаляемые промывкой в органических растворителях или воде), а также - другими методами.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ при ФПУ ПК не накладывают ограничений для широкого использования данной технологии и определяются применением сварочных источников нагрева.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИМЕНЕНИЯ ФПУ ПК: железнодорожный транспорт (вагонные и локомотивные буксы, буксы трамвайных вагонов, вагонов метро, шахтных вагонеток); агрегаты тяжелого машиностроения (прокатные станы и вспомогательное оборудование к ним); машины горного оборудования, дорожные машины, подъёмно-транспортное оборудование; авиационная, ракетная и оборонная техника; электрические машины малой и средней мощности; шпиндели быстроходных станков, коробки передач, редукторы; узлы авиадвигателей и авиационных агрегатов; агрегаты автомобилей, тракторов и сельскохозяйственных машин; поворотные устройства, карданы и роторы гироскопов и др. изделия.
РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ И ИСПЫТАНИЙ ПРОЦЕССА
- С 2007 г. комплекс оборудования для ФПУ эксплуатируется на ПАО «НПО «Сатурн» (Рыбинск) для нанесения антифрикционных покрытий на подшипники качения спецтехники.
- Транспортировка крупных электрических машин, осуществляемая на платформах по железной дороге в смонтированном виде, сопровождается воздействием вибрации, возникающей в вертикальном, продольном и поперечном направлениях, и вызванной небольшими переменными напряжениями при прохождении стыков рельс. При этом возникают повреждения рабочих дорожек элементов ПК в виде углублений, напоминающих следы внедрения ролика, с последующим появлением тёмной, как правило, коричневой их окраской. Причиной этого является фреттинг-коррозия, которая приводит к появлению ослабления посадочных натягов колец и снижению надёжности и долговечности ПК в целом по причине их вибрации и последующего перегрева, что ведёт к дисбалансу всей электрической машины. В большинстве случаев по прибытии на место эксплуатации электрическая машина требует разборки и замены ПК. Следует отметить, что в разобранном виде транспортирование машин неэкономично. Сравнительные испытания, проведённые в ОАО «Силовые машины» филиал «Электросила» (Санкт-Петербург), по проверке состояния ПК типа 32220 (одного упрочнённого, другого серийного) в условиях транспортирования электрической машины ГСФ-200 железной дорогой по маршруту Санкт-Петербург - Барнаул и обратно показали полное отсутствие повреждений от фреттинг-коррозии упрочнённого ПК, в то время как на контрольном ПК имелись существенные повреждения.
- Испытания ПК типа 32205 Д1, проведенные в ОАО «Самарский подшипниковый завод» (Самара), показали, что микротвёрдость поверхности рабочих дорожек колец, измеренная на приборе Хаузер при нагрузке 100 гс, составляет в переводе на твёрдость Роквелла HRC 65-67, что на 2-5 единиц выше по сравнению с серийным кольцом; характер субмикрорельефа рабочих поверхностей колец, исследовавшийся на просвечивающем электронном микроскопе ЭММА-2 методом углеродно-серебряных реплик, показал высокооднородную характерную шероховатость, присущую поверхностям после ФПУ (в то время, как субмикрорельеф поверхностей дорожек качения серийного кольца имеет явно выраженные многообразные следы-риски от предшествующей механической обработки).
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА. По сравнению с существующими технологиями изготовления элементов ПК, а также с используемыми методами упрочнения - химико-термической обработкой (цементацией, нитроцементацией), химическим осаждением покрытий из растворов (фосфатированием), применением твёрдых смазочных материалов на основе дисульфида молибдена, регуляризацией микрорельефа методом виброобработки и другими процессами, процесс ФПУ имеет следующие преимущества.
|
|
- Высокая воспроизводимость и стабильность упрочнения за счёт двойного эффекта от антифрикционного покрытия и структурных изменений в подплёночном слое (например, для ПК, изготавливаемых из стали ШХ4РП, имеется возможность выполнения только регламентируемой прокаливаемости, благодаря чему поверхности дорожек качения имеют оптимальную твёрдость, а глубинный металл - достаточную пластичность, что резко замедляет развитие усталостных трещин).
- Вследствие нанесения тонкоплёночного покрытия толщиной не более 3 микрометров, укладывающегося в допуски на размеры деталей ПК, процесс ФПУ используется в качестве окончательной финишной операции (в отличие, например, от фосфатирования, после которого уменьшаются радиальные зазоры и посадочный диаметр внутреннего кольца за счёт толщины нанесённого фосфатируемого слоя, равного 10-20 мкм).
- Проведение процесса упрочнения на воздухе при температуре окружающей среды не требует применения вакуумных или других камер и ванн.
- Образование специфического субмикрорельефа поверхности после ФПУ способствует равномерному его заполнению смазочным материалом, в то время, как серийные элементы ПК имеют предельно неоднородный микрорельеф, приводящий к дискретному контакту элементов ПК. В последнем случае действительная, т.е. фактическая, площадь контакта серийных элементов ПК, через которые передаются давления от одной поверхности к другой, составляет лишь малую часть от номинальной. Это приводит к большим контактным деформациям поверхностных слоёв, пластическому смятию наиболее выступающих неровностей и увеличению радиальных и осевых зазоров в ПК. Под действием циклических контактных напряжений отдельные неровности могут отделяться от поверхностного слоя, что приводит к интенсивному износу рабочих поверхностей сопряжённых деталей и быстрому выходу ПК из строя.
- Минимальный нагрев в процессе обработки (100-120оС) не вызывает деформаций элементов ПК, а также позволяет упрочнять любые подшипниковые стали с низкой температурой отпуска (для стали ШХ15 температура отпуска составляет 150оС).
- Микротвёрдость композиции покрытие - сталь ШХ15, измеренная при нагрузке 50 гс с помощью прибора Микромет, на серийных элементах ПК в среднем равна 910 HV, а после ФПУ - составляет 1310 HV.
- Возможность изготовления элементов ПК с регламентируемым изменением твёрдости поверхностных слоёв (например, дорожка качения, по меньшей мере, одного из колец может иметь твёрдость, монотонно снижающуюся к сердцевине), а также - с различной поверхностной твёрдостью в зависимости от требуемых свойств (например, тела качения могут иметь твёрдость меньше твёрдости материала, по меньшей мере, одной из дорожек качения не менее, чем на 2 единицы HRC).
- Наносимое на поверхности трения покрытие является аморфным, которое характеризуется высокой химической гомогенностью и высокой степенью изотропности, низким уровнем физических дефектов (отсутствие границ зёрен, дислокаций, макро- и микросегрегаций, играющих роль активных центров в коррозионных процессах на кристаллических материалах), что предопределяет высокие защитные свойства к локальным видам коррозии, прежде всего - питтинговой.
- Антифрикционное аморфное покрытие, наносимое даже на одно из контактирующих тел качения, препятствует непосредственному контакту металлических поверхностей между собой (это особенно актуально, если в процессе трения образуются участки нарушения сплошности масляного слоя).
- Диэлектрические свойства покрытия (высокое удельное электрическое сопротивление порядка 106 Ом∙м) оказывают незаменимую роль в борьбе с воздействием паразитных токов, за счёт которых происходят пробои в смазочной плёнке в местах тел качения. Возникающий при этом электрический разряд вызывает местный высокий нагрев металла, его вторичную локальную закалку и эрозию. На поверхности качения со временем образуются небольшие кратеры, а иногда даже крупные язвины. При дальнейшей работе ПК выступы кратеров сглаживаются и повреждения приобретают вид начавшегося усталостного выкрашивания.
- Диэлектрические свойства покрытия обеспечивают эффективный метод борьбы против возникновения повреждений на рабочих дорожках ПК, связанных с электроэрозионными эффектами. Это особенно актуально для ПК подвижного состава железнодорожного транспорта и трамваев, где используются смазочные материалы, обладающие низкой вязкостью с графитовыми добавками, а также имеется сопутствующая загрязнённость, что увеличивает возможность прохождения электрического тока. В случае требований повышенных электроизоляционных характеристик (при напряжениях выше 400 В) имеется дополнительная возможность нанесения электроизоляционного покрытия на все поверхности наружного кольца ПК.
- Существует принципиальная возможность с использованием дополнительных усовершенствований создать электроизоляционное покрытие на элементах ПК с определённым электросопротивлением, которое будет обеспечивать изоляцию до требуемого предельного напряжения, а затем - пропускать ток. Это особенно важно для роликоподшипниковой колёсной пары железнодорожного транспорта, т.к. абсолютная электроизоляция рельсовых транспортных средств имела бы следствием при коротких замыканиях или действиях паразитных токов нежелательное нарастание контактного напряжения на кузове вагона. Для того, чтобы избежать этого явления необходимо создать возможность шунтирования изоляции при определённых напряжениях.
- Образующаяся на поверхности диэлектрическая аморфная стеклообразная плёнка, позволяющая реализовать принцип «сосредоточения скольжения в промежуточном слое» (перенесение процесса смещений вовнутрь покрытия), препятствует повреждению элементов ПК от явления фреттинг-коррозии.
- Создание на поверхностях элементов качения сжимающих остаточных напряжений, что является эффективным методом борьбы с усталостными разрушениями (как известно, основной браковочный признак подшипников в опорах с высокими радиальными нагрузками - усталостное разрушение).
- Обеспечение повышенной лёгкости хода, основная роль которого сказывается на тяжелонагруженных опорах поворотных устройств ряда механизмов, где, фактически, вся мощность, а также - габариты и вес привода целиком определяются уровнем энергетических потерь в подшипниковом узле.
- Уменьшение длительности приработки (под приработкой понимается изменение геометрии поверхностей трения и физико-химических свойств поверхностных слоёв материала в начальный период трения, проявляющееся при постоянных внешних условиях в уменьшении силы трения, температуры и интенсивности изнашивания; при этом происходит процесс стабилизации этих параметров).
- Возможность повышения износостойкости не только ПК, изготавливаемых из стали ШХ15, но и коррозионностойких ПК, изготавливаемых из стали 9Х18, используемых для работы в химически активных средах.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЦЕССА. При анализе экономической эффективности использования процесса ФПУ для повышения долговечности и надёжности ПК следует учитывать создание конкурентоспособной продукции на мировом рынке фирмами производителями ПК, применение ПК повышенного качества фирмами потребителями ПК, которые имеют экономию от снижения затрат, обусловленных выполнением гарантийных ремонтов и рекламациями эксплуатационников. Наибольшая эффективность достигается фирмами, эксплуатирующими технику с ПК, упрочнёнными методом ФПУ, за счёт их максимальной долговечности и надёжности при минимальных сроках окупаемости внедрённой технологии ФПУ.
Статьи по подшипникам качения
Скачать статьи
- Тополянский П.А., Соснин Н.А. Фреттингостойкие покрытия подшипников качения крупных электрических машин. Технологии ремонта, восстановления, упрочнения и обновления машин, механизмов, оборудования и металлоконструкций. Материалы 3-й Всероссийской практической конференции-выставки 27-28 марта 2001 г. Санкт-Петербург. Изд. СПбГТУ, 2001. - С. 44-51
- Хмелевская В.Б., Федосов А.В., Тополянский А.П., Сабуров С.А., Гаврилюк Р.С., Мяконьков М.Б. Износостойкие покрытия для подшипников качения. Ресурсосберегающие технологии ремонта, восстановления и упрочнения машин, механизмов, оборудования, инструмента и технологической оснастки от нано- до макроуровня. Материалы 12-й Международной научно-практической конференции 13-16.04.2010 г. Санкт-Петербург. Изд. СПбГПУ, 2010, Ч. 2. - С. 362-364
- Хмелевская В.Б., Белов М.М. Триботехнические испытания сопряжённых пар при разработке роликовых подшипников качения. Инструмент и технологии. 2011. - № 34. - С. 60-64
- Землянушнова Н.Ю. Совершенствование технологии ремонта колец опорно-поворотных устройств. Механизация и электрификация сельского хозяйства. 2008. - № 4. - С. 34-35
- Проломов А.М., Проломов А.А., Тебенко Ю.М., Землянушнова Н.Ю. К вопросу ремонта опорно-поворотных устройств. Актуальные проблемы научно-технического прогресса в АПК. Сб. науч. статей по материалам III Междун. науч.-практ. конф. СтГАУ. Ставрополь. 2008. - С. 162-166
- Тебенко Ю.М., Землянушнов Н.А. Стенд для механизации упрочнения опорно-поворотного устройства. Сб. научных трудов SWorld. Изд-во: ООО «Научный мир» (Иваново). 2014, т.2, № 3. - С. 38-44
Ключевые слова
Отрасли промышленности
Другие изделия
Другие разделы
- разработка и внедрение ФПУ конкретных изделий и инструмента;
- ФПУ опытных и серийных партий изделий и инструмента;
- изготовление и адаптация оборудования ФПУ для решения задач заказчика;
- разработка и изготовление специализированного оборудования для ФПУ;
- организация и комплексное оснащение участков ФПУ;
- поставка расходных материалов;
- экономический анализ эффективности использования технологии ФПУ;
- проведение совместных исследований, разработок и внедрений;
- обучение специалистов заказчика, консультации, сервис.
Свяжитесь с нами по телефонам +7 (812) 679-46-74 или напишите нам на почту office@plasmacentre.ru
Наши менеджеры подробно расскажут о имеющихся у нас технологиях нанесения покрытий, упрочнения, восстановления, придания свойств поверхности, а также о стоимости услуг компании.